

Автор более двадцати поэтических изданий, ставших поистине национальными шедеврами ингушской литературы, всеми любимый и почитаемый гений художественного слова Гирихан Аюпович Гагиев в эти дни отмечал бы свое 80-летие, но он ушёл от нас в 2015 году, оставив за собой яркий след богатого литературного наследия.
Он родился 14 апреля 1945 года — в самое тяжелое для ингушей время, когда его родители вместе со всем народом отбывали бессрочную ссылку в Казахстане и Средней Азии. Его второй родиной стал город Акмолинск Казахской ССР (ныне — г. Астана, столица РК), куда их семья в числе других репрессированных была переселена военной комендатурой. На земле Казахстана, где по злой воле Сталина ингушский народ прозябал долгие тринадцать лет, прошли его первые годы жизни. Это было болезненное, мучительное и безрадостное время для всего ингушского народа, в котором по-настоящему бесценным становилось любое проявление человечности.
Спустя много лет Гирихан Аюпович передаст это состояние во многих пронзительных стихах, которые невозможно читать без волнения. Уморенные голодом ингуши-спецпереселенцы, превозмогая боль, привыкали жить в изгнании, вдали от своей малой родины и едва сводили концы с концами.
Но, несмотря на трудности, голод и холод, в трудолюбивой семье Гагиевых всегда царил дух взаимопонимания и любви друг к другу, что, безусловно, помогало выстоять и жить дальше, невзирая ни на что.
Родители Гирихана души не чаяли в своих детях и с утра до самого вечера работали не покладая рук, чтобы прокормить большую семью. Аюп Эльбердович трудился приемщиком на Акмолинской заготовительной базе, что по тем временам было настоящим спасением от голодной смерти, а мать — Маржан Дзейпуловна была во всем опорой и поддержкой для мужа. Днем она занималась домашним хозяйством, а ночью, когда дети ложились спать, шила разную одежду и фуфайки на продажу или выделывала на заказ сырые шкуры для заготконторы.
Вспоминая свое детство, Гирихан Гагиев всегда говорил, что в его памяти самыми яркими воспоминаниями о том времени остались долгие зимние вечера, когда родители, собрав всех детей вокруг себя, тоскуя по родине рассказывали им старинные ингушские сказки и предания. Особенно в этом деле отличался отец мальчика, который очень хорошо знал ингушское народное творчество и слыл интересным рассказчиком. Свои сказки, мифы и легенды он рассказывал, возвеличивая добрые качества героев, и опускал малодушных, которые при первых же трудностях могли предать своих товарищей. Тем самым отец показывал детям, что есть хорошо, а что есть плохо.
Мать также прививала детям любовь к знаниям, часто вместо колыбельных она пела им на ночь старинные фольклорные мотивы, в которых было много загадочных преданий, а днем, когда провожала их в школу, приводила различные поговорки и басни, объясняя смысл каждого поверья, чтобы детям было над чем задумываться. Таким образом, можно сказать, что первыми учителями Гирихана были его родители, которые разбудили в своем сыне и любовь к поэзии.